Если у малыша умственная отсталость, что делать маме и папе? Как с этим жить? Не все родители готовы признать, что их ребенок особый и ему нужен особый детский сад или школа. Как принять мысль, что их дитя потребует круглосуточной заботы не до его совершеннолетия, а на всю оставшуюся жизнь? Кандидат психологических наук доцент Наталья Борякова больше тридцати лет занимается проблемами обучения и воспитания детей с нарушениями психического развития. Сегодня на наших страницах она дает советы и рекомендации родителям детей с ограниченными возможностями.
— Вы больше 30 лет занимаетесь проблемами детей с нарушениями психического развития. Что изменилось за это время?
— В первую очередь изменился окружающий мир. Условия, в которых живет современный ребенок, по сравнению с недавним прошлым совсем иные. С одной стороны, технический прогресс принес в жизнь много нового и полезного. С другой — техногенные “радости” и социально-экономические катаклизмы оборачиваются большими бедами. Специалисты отмечают, что неуклонно снижается уровень физического и нервно-психического здоровья детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМН, за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз! Это лишь 10% детей, поступающих в школу. У 54% российских детей, прошедших осмотр специалистами в рамках Всероссийской детской диспансеризации, обнаружены отклонения в состоянии здоровья. У 12—19% детей дошкольного возраста — выраженные формы психических расстройств. И еще 30—40% входят в группу риска по развитию психических нарушений. Цифры говорят сами за себя.
— И в чем причины этой безрадостной ситуации?
— Одна из главных — ухудшение экологии. В таких мегаполисах, как Москва и Петербург, на здоровье людей влияют запыленность, химическое загрязнение воздуха, почвы и воды, высокий уровень шума...
Не меньший стресс мы получаем от изобилия лиц вокруг нас, от избытка рекламы. Детскую психику травмируют безумными мультиками, кинофильмами, компьютерными “страшилками”. Наконец, детям просто не хватает родительской любви, тепла и ласки. Многие не ощущают психологической защиты в семье. Из-за всего этого искажается эмоциональное развитие ребенка. А иногда возникают патологии личности. В подростковом возрасте все эти проблемы усугубляются. Поэтому так много юных наркоманов и преступников.
— Но медицина и специальная педагогика тоже не стоят на месте…
— Дети с проблемами в развитии обучаются в специальных школах и детских садах, в специальных классах, которые открываются при массовых школах. Дефектологи и психологи занимаются коррекционным обучением, воспитанием и развитием психики ребенка.
— Если честно, их работа успешна? Можно ли преодолеть умственную отсталость ребенка упорными занятиями?
— Все зависит от степени тяжести нарушений и их характера. Легче всего поддаются недостатки, не связанные с поражением нервной системы. Например, родители обращаются к логопеду, если ребенок говорит неправильно или совсем не произносит некоторые звуки. Иногда эти недостатки легко устранить. Но есть случаи, когда к органам речи не поступают нужные нервные импульсы. В этом случае требуется длительная и сложная логопедическая работа.
Причина же умственной отсталости — тяжелое поражение мозга. Степень отставания может быть различной. Но, к сожалению, даже легкая умственная отсталость необратима. Это не значит, что бесполезно обучать такого ребенка. Дети с легкой и умеренной умственной отсталостью могут учиться по программе специальной школы. Они, как и все, изучают русский язык, математику и географию, но самое важное для них — освоиться в быту и в ближайшем окружении. Научиться ухаживать за собой, за своей одеждой, поддерживать порядок в комнате, делать покупки, готовить еду, общаться с другими людьми. Этому учат на специальных уроках.
Труд не панацея, но лекарство
— Как говорится, терпение и труд все перетрут?
— Именно так. Трудовой подготовке в любой коррекционной школе уделяют особое внимание. В этом основная ценность специального образования. Например, в Пскове есть Центр лечебной педагогики, которым руководит Андрей Царев. Уже 16 лет центр работает с детьми с тяжелыми нарушениями развития, которые раньше считались необучаемыми. При нем созданы производственные мастерские.
Сначала ребят готовят к работе в тренировочном отделении. В дальнейшем есть возможность заниматься деревообработкой, мастерить игрушки, столики, скамеечки. Действуют швейное отделение, прачечная, картонажно-переплетная мастерская, которые принимают заказы от различных городских организаций. Магазины города с удовольствием закупают цветы и комнатные растения, выращенные в оранжерее. Зимой изготавливают свечи. Интересен опыт самостоятельного проживания взрослых воспитанников центра, вне семьи, при поддержке педагогов. Освоение быта, общения, организация отдыха для молодых людей является отдельной учебной задачей. Те, кто передвигается самостоятельно из квартиры, где они проживают в течение 3—4 месяцев, выезжают на работу в мастерские, остальных привозит специальный автобус.
— Специальные школы как-то делятся по видам нарушений?
— Всего восемь видов коррекционных школ. Есть для детей с нарушениями слуха, зрения или опорно-двигательного аппарата. Есть и школы для детей с недоразвитием речи, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью. А детей с тяжелыми проблемами, особенно с комплексными нарушениями (например, ДЦП и недостатки зрения, умственная отсталость и патология слуха), в эти школы могут не принять. Раньше таких детей вообще считали необучаемыми. Но за последние 10—15 лет создаются различные учреждения, например, школы надомного обучения. Не так давно “тяжелых” детей не принимали в дошкольные группы. Но сейчас детские сады посещают ребята с синдромом Дауна, с аутизмом, с тяжелыми формами ДЦП, дети с комплексными нарушениями. Для них могут создаваться группы не только 12-часового, но и кратковременного пребывания. “Особые” дети приходят на занятия с мамами, что очень важно не только для того, чтобы ребенок легче адаптировался в новых условиях, но и для того, чтобы мама научилась грамотно с ним заниматься.
Вообще родителям следует активнее обращаться не только к врачам-педиатрам, а обязательно и к детским неврологам и психиатрам. Чем раньше выявлены проблемы в развитии, тем эффективнее лечение и специальное обучение.
— Говорят, что в творчестве — спасение. Например, известен театр “Простодушные”, где все актеры — с синдромом Дауна.
— Да, я сама хожу на фестиваль особых театров, организованный в 2001 году общественной организацией “Круг”. Среди участников как зарубежные “особые” театры, так и коллективы со всей России. В этих театрах играют люди практически со всеми типами нарушений. Но, на мой взгляд, проблема организации досуга и общения молодежи и взрослых людей с ограниченными возможностями остается нерешенной.
Прописать любовь и ласку
— Сейчас много внимания уделяют инклюзивному образованию. Как вы к нему относитесь?
— Инклюзивное образование предполагает включение детей-инвалидов в массовую школу или в дошкольную группу. Для кого я вижу реальную пользу, так это для нормально развивающихся детей и их родителей. Малыши-дошкольники учатся общаться и играть с особым ребенком, дружить, заботиться о нем. Родители и педагоги начинают воспринимать таких детей без брезгливости и пренебрежения. Это прекрасный нравственный тренинг. Что же касается героев нашей беседы, здесь нужно сто раз подумать: не навредим ли мы проблемному ребенку, действительно ли создадим ему необходимые условия? Я считаю, что инклюзивные формы возможны при организации совместных досугов, развлечений, тематических праздников. Когда детей можно объединять общим делом. Например, чтобы они вместе рисовали или сделали театральную постановку.
А специалисты должны работать с небольшими группами детей и с каждым конкретным ребенком, который нуждается в специальной помощи.
— Что вы можете посоветовать родителям детей с задержкой психического и речевого развития?
— В чем точно не ошибется любая мама — прежде всего надо принять и полюбить ребенка со всеми его проблемами. Любовь, теплые эмоции и улыбки, поглаживания, игры с элементами гимнастики пойдут на пользу любому малышу. Конечно, одной любви мало. Поэтому не следует избегать помощи специалистов. Если у ребенка нет тяжелых нарушений, а лишь несколько задерживается психическое и речевое развитие, не нужно терять время и ждать, когда все “само вырастет”. Сама растет только сорная трава. Поэтому рисуйте, лепите, играйте с ребенком. Хорошо развивают игры с переодеванием и инсценировками. Многие родители прежде всего стремятся научить ребенка читать и считать. И очень огорчаются, если он никак с этим не справляется. Успокойтесь, это не главное! Для малыша прежде всего полезны игры с песком, водой, глиной, тестом. Лучше не тратить деньги на покупку бесконечных машинок или “человеков-пауков”, а покупать игры для развития внимания, памяти, мышления, мелкой моторики рук. А правильно подобрать игры и упражнения с учетом уровня развития ребенка и характера его нарушений помогут специалисты-дефектологи.
СПРАВКА "МК"
Сколько в России детей-инвалидов, подсчитать до сих пор точно не удалось. В 2002 году в России насчитывалось 620 342 ребенка-инвалида. Официальная статистика Пенсионного фонда на начало 2007 года насчитала 575 107 человек. Между тем врачи уверяют, что эта цифра занижена чуть ли не в 2 раза, и реальность гораздо печальнее: миллион или даже полтора миллиона. Дело в том, что данные Пенсионного фонда включают в себя только тех, кто получает пособия по инвалидности, но не все родители регистрируют детей-инвалидов.
В каждом округе Москвы действуют центры психолого-педагогической реабилитации и коррекции, например, в Центральном округе — “Тверской”, “Гармония”, в Северо-Восточном — “Северо-восток”, “Феникс”, на Юго-Западе — “Раменки”, в Северном округе — “Надежда”. В Москве открываются “Лекотеки” для реабилитации и психолого-педагогической помощи детям от рождения до 7 лет.
МК